В Украине упростился вопрос ввоза автомобилей из других стран после изменений в Таможенном кодексе. Но большинство владельцев таких машин недовольны нововведениями. Помните, этой зимой в Киеве была акция протеста, когда водители блокировали въезд в столицу на Бориспольской, Броварской, Одесской и Житомирской трассах? А дело было в том, что снижение таможенных пошлин коснулось только транспортных средств, которые моложе 7 лет, в то время, как большинство бу машин, привезенных из Европы, значительно старше.
Чуть ли не каждую неделю у нас заходит разговор на тему стоит ли покупать авто на евробляхах или все-таки лучше иметь украинскую регистрацию. Наши мнения разделились. Петрович, например, год назад пригнал себе Audi на еврономерах и гоняет в свое удовольствие. Говорит дешево и сердито, но при этом переживает, а как же дальше, а вдруг оштрафуют? Участвовал, кстати, в этих акциях протеста зимних. А Женя говорит, что нехорошо закон нарушать. Мечтает об авто на украинских номерах, собирает деньги. Соблазну купить в два раза дешевле пока не поддается.
Вот, Петрович любит новости слушать. Там то и дело твердят, что таких транспортных средств на дорогах нашей страны за 2017-2018 годы стало 1,5 миллиона. Я лично думаю, что цифра эта значительно завышена, так как машин в Украине всего не больше 7 миллионов. Кроме того, много пригнанных из-за границы машин идет на разборку. Так что цифру, о которой говорят нам новости, я рекомендую делить как минимум на три. Все это делается для поднятия ажиотажа и легализации нелегального ввоза. А почему? Потому что за автомобилями с еврономером стоит огромный бизнес. И всем фирмам, которые в нем участвуют, как раз, очень выгодно, чтобы ввоз машин из Европы оставался нелегальным, а деньги, которые могли бы пополнять бюджет, оседали бы в карманах таких «предпринимателей».
Женя меня то и дело достает с вопросом: “Сколько стоит оформить документы на автомобиль с иностранными номерами?”. Есть у человека деньги пригнать тачку, а вот на оформление уже не хватает. Да и смысл переплачивать. Смотрите, многие уже успели недорого купить авто из Европы/ США /Чехии /Польши /Грузии/Литвы /Латвии и т.п., поверив обещанию депутатов разрешить официальный ввоз транспортных средств, выпущенных более 7 лет тому назад, в Украину сроком на один год. При этом их владельцам не пришлось бы оплачивать таможенную пошлину сразу. Сумма сбора должны была быть поделена на 12 равных частей с ежемесячным погашением. Но законопроект № 5567 остался лишь законопроектом, а изменение в Таможенный кодекс, которое должно было вступить в силу с начала 2017 года, так и не было принято. Мне кажется, это обычный предвыборный популизм и не больше.
Что же это все значит? Все те, кто уже успел приобрести машину на европейских номерах, теперь обязаны ее официально оформить, уплатив таможенный сбор. А сумма этого сбора делает саму такую покупку невыгодной. Да, машину старше 7-8 лет в любой европейской стране можно купить дешево. Цену можно посмотреть на любом иностранном сайте по продаже машин. Цены на них ставят от 3 до 5 тысяч евро. При этом растаможка авто с объемом двигателя 1,8 л, обойдется в 6,5 тысяч все тех же евро. Еще дороже будет растаможить бус или авто с бОльшим объемом. Вот и выходит, что оформление машины будет дороже самой машины. Вот это вызывает «справедливый гнев» собственников бу универсалов и представительских авто, приобретенных по цене «ланоса».
“Как же тогда Петрович ездит на нерастаможенной Ауди?”, – постоянно удивляется Женя. А вот так, как и тысячи других владельцев еврономеров, используя проверенные и изобретая новые способы обхода законодательных норм, чтобы получить документы на временное пользование. Вот самые популярные из них.
Сейчас будет немного официоза.
Формула «Временный ввоз» авто
Эта схема предполагает ввоз авто на территорию нашего государства иностранным резидентом. Якобы гражданин европейской страны пересекает границу на таком автомобиле и уже в Украине передает его новому владельцу, а ездить на таком транспортном средстве можно будет по выданной иностранцем доверенности. Многие организаторы продаж также оформляют нового собственника сотрудником заграничной кампании, в официальной собственности которой находится авто. Таким образом, он будет временно использовать в Украине его «в служебных целях» и «согласно ее инструкции».
В такой практике соблюдается определенная доля законности. Временный ввоз, сроком до одного года, автомобилей, которые надлежащим образом зарегистрированы в стране проживания их владельца, на таможенную территорию Украины разрешен в соответствии со статьей 380 Таможенного кодекса. Это означает, что иностранец, пересекающий нашу границу на своем автомобиле, действует в рамках юрисдикции. С другой стороны, он не имеет законных прав передавать такую машину резиденту нашей страны по доверенности. То есть владеть авто может украинец, но ездить на нем разрешено только тому иностранцу, который ее ввез.
По украинскому законодательству за нарушение этого условия предусмотрен штраф в размере троекратного таможенного сбора, который не был уплачен. В случаях с транспортными средствами, имеющими большой объем двигателя, сумма выставленных и подлежащих уплате штрафов на практике исчисляется миллионами гривен. А проверить регистрацию опеля на еврономере, который, к примеру, был куплен в Одессе, всегда можно по его вин-коду.
Схема «Режим транзита» машины
Суть этой схемы заключается в нарушении транзитного срока. В соответствии с действующим законодательством таможенный сбор не подлежит уплате, если срок пребывания транспортного средства в Украине не превышает 10 дней с момента пересечения границы. Это означает, что владельцы автомобилей с иностранными номерами должны выезжать за пределы таможенной территории нашего государства по истечению периода в 10 дней, после чего можно пересечь границу еще раз и продолжить беспошлинно пользоваться автотранспортом в течение следующих десяти дней. На практике, это соблюдается крайне редко.
За использование автомобильного транспорта, который был ввезен в таможенном транзитном режиме, в личных целях, то есть не для его транзита, а для поездок по делам и других нужд, на основании статьи 458 Таможенного кодекса предусмотрено привлечение к административной ответственности. Размер налагаемого в данном случае штрафа также составляет 300% от суммы подлежащей к уплате таможенной пошлины.
Изменения в Таможенный кодекс, которые сделали возможным беспошлинный десятидневный транзит, были приняты в 2014 году. Их необходимость была обоснована потребностью в дешевых транспортных средствах для нужд АТО. Но на практике это вылилось в резкое возрастание автомобилей с иностранными номерами, нелегально используемыми по всей территории Украины.
Подставные физические и юридические лица
Граждане Евросоюза, продавая подержанный автомобиль, крайне редко оставляют его на регистрации. Подумайте сами: будет ли латыш продолжать оплачивать все связанные с этим имуществом сборы, проходить техосмотр, или даже погашать штрафы, выписанные новому собственнику? Реальный латыш делать этого не будет! То же самое справедливо и по отношению к иностранным компаниям. Поэтому для реализации таких схем чаще всего регистрируются специальные фирмы, например, в Латвии, на балансе которых одновременно числятся сотни проданных в Украину нерастаможенных машин. Некоторые продавцы автомобилей с иностранными номерами регистрируют их на живущих в нашей стране иностранцев: студентов или работающих по найму граждан африканских и азиатских стран, от которых новый владелец может получить доверенность.
Подытожим.
Выгодно ли купить нерастаможенное авто?
Да, покупка подержанного авто из таких стран, как США, Чехия, Грузия, Латвия, Литва или Польша очень заманчива. Но на практике зарегистрировать машину за границей вы можете только тогда, когда у вас есть там недвижимость или работа. А использование фиктивных компаний или иностранцев для обхода законодательства может повлечь за собой серьезную материальную ответственность.
Да, авто на еврономерах купить, например, Фольксваген Туран 2006 года в Германии, можно, уложившись в сумму до 5000 евро, в то время, как такой же автомобиль, имеющий украинские номера, обойдется не менее, чем в 12000. Но с учетом таможенного оформления такая покупка не будет оправданной. А попытка обойти закон, используя услуги сомнительных контор, может привести к необходимости в уплате штрафа в трехкратном размере!
Но при всем при этом способы купить и зарегистрировать машину из Евросоюза, не нарушая законодательство, все-таки есть. А о том, как именно это можно сделать, я напишу отдельно. Поэтому подумайте, стоит ли игра свеч и балонных ключей.